310 - летию города Богучар посвящается Книга награждена Дипломом областного конкурса учебников и учебно - методических пособий для общеобразовательных учреждений за 1995 год | |
АНОНС: В 2010 -2011 году опубликованы 3 книги об истории г. Богучар. Обращайтесь - romanovep@mail.ru
А было это, кажется, вчера, Но на всегда в душе моей остались В кострах багровых Рыжкина гора, Сверканье вод донских холодных стариц. А. Ионкин. Из стихотворения «Петропавловка». Из книги «Городской пейзаж». Воронеж, 1988 год.
Легенды и клады Рыжкиной балки.
Легенду о знаменитой Рыжкиной балке впервые услышал от стариков из сел, Монастырщина и Сухой Донец, затем уже от богучарских краеведов и жителей, окрестных сел. Работая в последствии в Воронежском государственном архиве и архивах Богучарского краеведческого музея, удалось найти и документальное подтверждение в трудах краеведов и летописцев XIV и XIX веков. По утверждению диакона Игнатия, который проплывал в 1389 году весь Придонской край, «кругом была одна пустыня, не видно было там ни города, ни села, а бывшие древние города прекрасными и красивыми на видных местах, пусте ж все и не населено», то есть в южной части Богучарского края, что подтверждаются и историком А.П. Беляевым, стояли пустые половецкие, а возможно еще хазарские города. Историк и краевед Беляев даже указывает их предположительные названия: Балин, Чехлоев. По мнению некоторых ученых пределы Богучарского края в XII веке были густо населены. По берегу Дона, в XII-XIV веках существовала крупная и развитая в экономическом отношении область под названием Червленый Яр – с селами, городами и монастырями. Через нее пролегали кратчайшие торговые пути из стран Востока в Киев и Волжскую Булгарию, в Ростово-Суздальское княжество и Рязань, а оттуда – в далекий Новгород. В период татаро-монгольского ига Червленый Яр входил, возможно, в состав Синей Орды. Достаточно сказать, что в 1997 году, отряд археологической экспедиции ВГПУ, по правому берегу Дона от с. Красногоровки до с. Абросимово, нашел восемь археологических памятников. Среди них: два городища, два курганных могильника, два одиночных кургана, одну стоянку и одно местонахождения керамики эпохи бронзы. Было установлено, что протяженность «турецкого вала» составляет 540 метров, «с юга городище укреплено валом и рвом».[1] Сейчас через вход в городище проходит дорога из с. Красногоровка на Рыжкин кордон.[2] Жители с. Красногоровка рассказывали о знаменитом «турецком вале» и серебряном колодце. Писатель – этнограф Ткачев Г.Г. писал об этих местах: «От татар кроме курганов еще остались два колодца: один в яру, около слободы Колесниковки, не обделанный и называется Криницей; другой верстах в пяти от сл. Красногоровки на высокой горе, на дне круглой ямы. Последний очень не глубок, – воды в нем всего на три аршина; как все здешние колодцы, внутри он выложен камнем; на верху дубовый сруб, но без «журавля». С преданием об остатке этого колодца от Татар у Красногоровцев соединен еще религиозный обычай – каждый год весною освящать в этом колодце воду, вследствие того, что, будто бы, если не освятить в нем весной воду, то в этот год будет неурожай и засуха»[3]. В народе говорят, что Красногоровский колодец серебряный и лечит от бесплодия и в нем лежит клад. Именно в этом городище и находился когда - то по утверждению жителей с. Сухой Донец, в частности моего отца Романова П.И. (год рождения 1925 г.), то ли турецкий, то ли хазарский дворец. Еще до войны, как рассказывал отец, он видел тесанные из камня арочные ворота, которые еще его дед называл «Железные воротя», а за ними площадка 40 метров на 40 метров, то же вымощена камнем. Говорили, что стены дворца разобрали на фундаменты домов, в частности на фундамент больницы в с. Монастырщина. Здесь находили искривленные мечи, длинною с руку. Известно, так же, что местный краевед - поисковик Новиков Н.Л. нашел на площади городища фрагмент каменной колонны из серого песчаника длинною 40 сантиметров. «Под прямоугольником вокруг колонны расположены окрашенные синей краской треугольники вершинами вниз»[4]. То, что здесь жили «огоряне» подтверждается и изысканиями XIX в., краеведа Г. Г. Ткачева, в его описаниях края. «В народе тоже долго ходили предания о Донском походе и предания собственного о герое похода Мономахе, как он пил Дон золотым шлемом, как загнал окаянных огарян на железные воротя». Шелом (шлем) - это воинский головной убор с высокой колоколовидной тульей и длинным шпилем – на вершине. Шлемы богатых воинов отделывались серебром и золотом, а иногда были целиком позолоченные. Древнерусские сказания вспоминают о шлемах в весьма поэтической форме: "Сядем, братие, на свои борзи комони, испием, братие, шеломом своим воды быстрого Дона, испытыем мечи свои булатные" Где же это место древних городов, золотых шеломов и железных ворот? Как утверждает легенда, это и есть район Рыжкиной балки. Возможно, именно здесь Мономах убил на охоте последнего богучарского льва. «Верстах в семи от села Красногоровка находится Рыжкина балка – луг, окаймленный с трех сторон в виде полукруга рекой Доном, с четвертой стороны, замыкаемой возвышенностью, которая служит как бы хордою дуги, образуемой рекой Доном. По описанию Ткачева Г.Г. - «Все почти жители Богучарскаго уезда говорят, что когда-то, очень давно, на месте этого уезда жили Мамаи; некоторые из жителей указывают даже место на левом берегу Дона, против села Монастырщины, называемаго Селищем, где жили мамаи. В селе Монастырщине говорят, что мамаи жили до потопа и пришли из далека. Потом, по разсказам, мамаи куда-то изчезли и на место их явились корсаки, киргизы, татары, хапуны и калмыки».[5] По словам одного из «черных» кладоискателей в лето и осень 2010 года, на этом месте были найдены, серебряные монеты времен татаро-монгольского ига, мечи, крестики, медные монеты времен Петра I, наконечники стрел. По описанию дьякона Попова Н.А. рассказанного воронежскому краеведу Е. Маркову в конце XIX века, еще и до 1861 года вдоль реки Богучарки и реки Дона от Казанского перелаза да Белого затона (с. Верхний Мамон) стояли большей частью дремучие дубовые леса, « … по Дону, солнца, бывало, до полудня не увидишь».[6] «Это место очень живописно, оно имеет в окружности около трех верст, на нем много кустарников. На одном конце возвышенности или хорды находятся два кургана из цельного камня, называемого Вальковым, а другом – неглубокий Скрынников байрак (яр, покрытый мелким лесом), за которым следует довольно высокая гора. От Вальковых курганов до Скрынникова барака идет ров, глубиною аршина три и такой же высоты вал. И тот и другой пересекаются площадкой «для ворот», этот вал был укреплением балки, как говорит народ».[7] Где-то в этом районе возможно и находился город скифов или хазар, а может половцев или татар. Новиковым Н.Л. здесь был обнаружен наконечник стрелы, которые по утверждению Медведева А.Ф. был распространен в Монголии в XIII – XIV веке, аналогичные найдены в столице Чингиз – Хана – Каракоруме. Одно появление красных шапок у богучарцев напоминало столетия о рыжих татарах. Как писал Ткачев Г.Г.: «Об набегах татар, в устах веселых стариков сохранился следующий анекдот. Однажды жители одного из окрестных богучарских хуторов, кажется, Раскова, в настоящее время слободы, увидели, что из высокой травы показываются часто красныя верхушки шапок, похожих на татарския. Хуторяне, думая, что татары ждут ночи, чтобы сделать нападение, переполошились и почти все бросились в Богучар, делая на пути тоже тревогу. В Богучаре собралось очень много людей и приготовились к защите и даже стреляли, но дня два неприятель не показывался, тогда Богучарцы сделали вылазку.... Но каково было их удивление, когда они вместо татар увидели вполне распустившиеся большие красные цветы одного растения, будяка, которых в тихую погоду, за высокой травой, было не видно, но когда был маленький ветерок, то трава наклонялась, a растение, имея негибкий стебель, стояло покойно. А как трава постоянно то подымалась, то опускалась, то очень легко можно было вообразить Богучарцам, что эта выглядывают красныя верхушки шапок».[8] Место района Рыжкиной балки издавна вызывало страх у жителей. С понятием о разбойнике Рыжке, который жил в этих местах на рубеже XVII – XVIII вв., «у народа соединено и понятие о страшном колдуне знакомом черту. Так, например, его пулей нельзя застрелить, цепью заковать, потому что он знает заговор и заклятие, а его можно застрелить золотой пуговицей, удержать, только связав веревкой, потому что от этого нет заговора. Даже нельзя наказать, если он не захочет, потому что были случаи, как при всех на эшафот клали и привязывали к кобылке разбойника, а через несколько минут он стоял около кобылки, а палач сек не его, а кобылку».[9] По словам предания Рыжка с большой шайкой останавливал идущие по Дону каторги и барки цепью, перетянутой через весь Дон. К тому преданию добавилось в XIX веке, «… москали и французы» и теперь говорят: «Пойдем к Рыжкину выручать дедов брыль (шляпу)». На берегу Дона у Рыжкина кардона, рядом с городищем и по ныне существует полу разрушенная каменная пещера. Старожилы рассказывали, что разбойники сидели в пещере, куда с Дона от цепей на веревках тянулись колокольчики, а когда барки проходили по реке, то дном цепляли за цепь и колокольчики звенели. У местных рыбаков из сел Сухой Донец и Монастырщина, существует примета, что когда проплываешь у берегов Рыжкина кардона, по реке Дон, то может резко подняться ветер, а то в мгновение наступит жуткая тишина и становится не по себе, как говорят «аж в ушах звенит». Возможно, на этом месте жил и не разбойник, а место это прозвали Рыжкиным, потому, что здесь часто грабили народ рыжие татары и нападения эти продолжались на конца XVII века, документальные подтверждения, этому факту имеются многочисленные. Так в апреле 1645 татары напали на стрельца Ивашку Сомарина с одиннадцатью товарищами «государевой откупной вотчины, с Боучара»[10], которые занимались промыслом. В государевой отписке впервые упоминается и нынешнее село Абросимово. «И апреля де, государь, в 8 день, как они будут ниже откупной вотчины Богучара, против Обросимова караулу, и их де громили в полночь воровские черкасы, конные и пешие и в судах рекою Доном, взяли де у них те Черкасы трех человек живых да одного убили до смерти из пищали, а их де ушло семь человек. А по смете де тех воровских черкас была человек с триста и больше».[11] Ивашке Сомарину удалось спастись. В последствие он рассказывал, что два дня пролежал в камышах и слышал, что на утренней заре была большая стрельба, но непонятно с кем был бой и говорили нападавшие русским языком, а не по черкаски. Потом он перебрался на противоположный берег, поднялся на курган на Крымской стороне у Абросимова караула и видел много пеших и конных людей, да стада лошадей. О нападении черкасов докладывали в этом же году и крестьянин Гордюшка Кузьмин из села Юрлыкова, который зимовал с товарищами в казачьем городке на Хопре. Кузьмин жаловался, что когда проезжали Боучарский юрт, то «у Абросимова караулу, и их погромили воровские черкасы с Крымской стороны и с Ногайской стороны, конные и пешие, и рекою судовые». Участь крестьян которые плыли с Горюшкою была страшной «…Петрушку Самойлова, Сидорку Филатьева срубили, а ево де Гордюшку повели Черкасы сечь, и он де Гордюшка утек у них связан».[12] Вообще в народе рыжий цвет охры, красный, огненный, смесь цветов: красного, желтого и бурого, разных теней и оттенков. Рыжий цвет в народе обычно ассоциируется с нечистой силой. Существуют множество поговорок о рыжих. - С рыжим дружбы не води, с черным в лес не ходи. Рыжий, как огонь. Рыжий да красный, человек опасный. Рыжих и во святых нет. Зырянин рыж от Бога, татарин рыж от черта. По рассказам одного из жителей с. Филоново, который после войны был надзирателем в Богучаркой тюрьме, один из заключенных рассказывал, что видел карту, где в Рыжкиной балке обозначено место расположения клада, что место это действительно существует и к нему в свое время стремились добраться турки, французы и немцы. Так это было или не так, но легенда утверждает, что в районе Рыжкиной зарыт драгоценный клад и хранится он хранится там по ныне в рыжей или красной шапке, наполненной драгоценными камнями и золотом. А зарыли его, то ли скифы, то ли мамаи, то ли знаменитый разбойник Рыжка, возможно на дне реки Дон в этом месте лежит золотой шлем Мономаха. [1] В.Д. Березуцкий, В.В. Кравец, Н.Л. Новиков. Древности Богучарского края. - Монография. - Воронеж, 2005. [2] Кардон - граница, пограничный пост. Полевая служба включала охрану пограничной линии линейная или кардонная и службу внешнюю вне войска. [3] Газета «Воронежские губернские ведомости». – Воронеж, 1865 год. - №№ 16, 19, 20, 25. [4] В.Д. Березуцкий, В.В. Кравец, Н.Л. Новиков. Древности Богучарского края. - Монография. - Воронеж, 2005. – СС. 48,49. [5] Газета «Воронежские губернские ведомости». – Воронеж, 1865 год. - №№ 16, 19, 20, 25. [6] Памятная книжка для жителей Воронежской губернии на 1893. – Воронеж, 1894 год - С. 125–157. [7] Газета «Воронежские губернские ведомости». – Воронеж, 1865 год. - №№ 16, 19, 20, 25. [8] Газета «Воронежские губернские ведомости». – Воронеж, 1865 год. - №№ 16, 19, 20, 25. [9] Газета «Воронежские губернские ведомости». – Воронеж, 1865 год. - №№ 16, 19, 20, 25. [10] Донские дела. Книга вторая. С-Петербург, 1996 год – С.647. [11] Донские дела. Книга вторая. С-Петербург, 1996 год – С.643. [12] Донские дела. Книга вторая. С-Петербург, 1996 год – С.645.
| |