Четыре столетия
разделяют нас с того периода, «как вдали от границ тогдашней Москвии –
России, среди малолюдных степей, по которым блуждали шайки бездомных
бродяг, беглых стрельцов, невзлюбивших нововведений Великого Петра» в
районе нынешнего села Монастырщина возникла святая обитель. Много легенд
и тайн хранит эта святая обитель. В одной из них Петр I
при своем походе в Азов встретил на этом
месте старца – пустынника,
который благословил и предсказал царю победу. Так это было или нет, но
эта легенда имеет веские основания. В «Походных журналах 1696 года»
имеется запись: «В 8 день (от автора – это 8 мая 1696 год), в 5-м часу
прошли монастырь Донецкий, стоит на берегу на правой стороне, после
полдень прошли
городок Донецкий, стоит на левой стороне на берегу, да
речку Донец, ниже городка впала в Дон с левой стороне, да проехали
Казанку».
Сама пустынь вблизи
Абросимова караула, была построена раньше, где-то в 1571 году, еще до
посещения ее царем. Тем не менее, основателем Донецкой Успенской пустыни
был старец – монах, «может быть, из упраздненной Пристанской пустыни,
находившейся в Донецком юрте». Об этом писал преосвященный Дмитрий. Сюда
и был переведен Азовский Предтечев монастырь, получивший в дальнейшем
название Донского Предтечева монастыря.
Место было выбрано
неслучайно, именно здесь остановился в Богучарском крае Петр Великий при
своем возврате из Азовского похода. И этому имеется подтверждение в
«Походных журналах 1696 года»: «В 10 день (от автора – 10 сентября 1696
года), день был красный и холодный приехали к городку Донецкому, и ночь
была холодная, и ночевали». Возможно, именно здесь и состоялся разговор
за чаркой вина с донскими казаками, где и был уроженец Донецкого -
Кондратий Булавин, которым он разрешил селиться по речке Богучар. Тем не
менее, Петр I
предписал перенести Азовский Предтечев монастырь на место Успенской
Донской обители в благодарность за предсказания старца, хотя были и
более близкие пустыни в Усть Медведецкой и Троицко-Мигулинской.
Вскоре к монастырю
были переселены бывшие Ступинские крестьяне, переведенные из села
Орловки, Донковского уезда Рязанской губернии.
В 1711 году для
строительства и служения в Предтечев монастырь было разрешено
архимандриту Иосафу «перевести с 30 человеками братии в
Успенскую
Донскую пустынь, для чего пожаловано было монастырю» пустующий юрт
бывшей Донецкой станицы, уничтоженной Петром I.
Юрт был длинной 50 верст и шириною 20 верст. В 20 верстах от монастыря
была мельницы, в «войсковых дачах казацкой Донской станице, «с 2–мя
поставами двумя колодцами ступ с суконными терлами». Среди вещей,
привезенных в Новодонецкую Предтечеву обитель, было нижеследующее
имущество: Иконостас Азовский, столярной работы;
Напрестольное Евангелие, печатанное в 1694 году; Крест Напрестольный с
позолотой, 20 февраля 1697 году
пожалованный самим Петром, весом 1 фут 50 золотников; Крест серебряный
позолоченный, весом 2 фута 22 золотника и другая церковная утварь.
Практически в
Успенской обители, а впоследствии Донском Предтечевом монастыре было две
иконы Иоанна Предтечи.
Одна большая
местная, без металлического оклада. Икона была укреплена золотыми
венчиками и усыпана богатыми каменьями.
Другая икона,
Иоанна Предтечи, была вывезена из Азова, писанная на кедровой доске.
Первоначально она была размещена в старой Успенской обители, затем
перенесена в новый Предтечев монастырь, размещенный где-то в восьми
верстах от с. Монастырщина. Святость Азовской иконы и ее легендарная
история, прежде всего, связана с 1637 годом, когда донские казаки
овладели Азовом и несколько лет сражались со стотысячным войском татар и
турок. Вторым важным событием Чудотворной иконы, как пишет Г. Броневский
в «Истории войска Донского», было следующее: «… когда де Донские
казаки, при осаде их в городе Азове, защищались, более чем против 100
тысяч турок, и, изнемогши, хотели оставить оный, в то время одному из
старцев в сие явилась прекрасная жена, одетая в багряну ризу, и древний
муж, властный и босой, обещавший защиту и помощь за их истое и
христианское терпение. Тут казаки обратились с молитвою в церковь и
увидели, что на иконе Иоанна Предтечи, хранившейся в Азовской церкви,
потекли слезы, как роса. Эти теплейшие слезы Угодника Христова были так
сильны и чудотворны, что неприятель, как видно устрашенный, сам отступил
от городских стен и обратился в бегство.
Вообще
Чудотворная
икона Святого Предтечи
крестителя Господня, «на кедровой доске, по
преданию написанная в 1527 году». При этом хранилась икона в Азове еще
до прихода казаков и была оставлена в храме древнегреческим торговцами.
Когда казаки уходили из Азова, то икону закапали, то ли под церковь, то
ли в церковную стену. В 1696 году при штурме Азова войсками Петра
I
вместе с казаками, одно из ядер угодило в церковную стену, откуда выпала
святая икона. Есть и другая версия возвращения иконы. Когда Петр I
приступал к
возведению нового крепостного вала, то «нашел в земле вместе с рывшими
ров казаками две иконы: одну Знамения Божьей Матери, начертанной на
внутренней стороне большой раковины, которую царь пожертвовал в новый
Азовский собор и другую св. Иоанна Предтечи».
Рисунок иконы был
следующий: «Предтеча изображен готовым идти из пустыни в мир на
проповедь. Строгое загорелое его лицо выражает пустынножителя,
просиящего в посте и молитве. Она продолговато, нос горбинкой, глаза
поникшие, волосы всколоченные, борода небольшими прядями. Роста
высокого, телом тощ, верблюжья его одежда охвачена поясом. В левой руке
у него трость с витком, где написана словяно-греческая надпись…».
Икона «Иоанна
Предтечи в пустыне» была красива, поля иконы были убраны серебром. Во
всем окладе два фута 80 золотников. Длина 13,5 вешков, а ширина 9,5
вершков.
Из древностей
Азовского монастыря, привезенных в Донецкое (Монастырщину) был и 115
пудовый колокол. Надпись на колоколе была дана самим Петром Великим и
гласила: «Лета 7205, то есть 1697 года, ноября в первый день во славу
Всемогущего в Троице Святой славимого Богу, появлением Благочестивейшего
Великого Государя царя и Великого Князя Петра Алексеевича и Малыя и
Белыя России Самодержавца и многих государств и земель восточных и
западных и северных Отчича и Дедича и Наследника и Государя и обладателя
вылить колокол сей в завоеванной Его Великого Государя городе Азове,
который от войцк Великого Государя взят из повладения султана турецкого
Мустафы в прошлом 7204 году июля 19, в монастырь честного славного
Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в честь имени Его Святого
во благочестие и радость православным хрестианам, а на посрамление
нечестивым магометанам».
Когда на каторгах в
Донецкое была привезена церковная утварь, то при разгрузке колокол упал
на церковную утварь и угодил прямо в икону Иоанна Предтечи,
чудотворность иконы позволила ей уцелеть, а колокол был разбит. Был
отлит новый колокол. Интересно, что когда был построен новый Предтечев
монастырь в 8 верстах от Монастырщины, случился небольшой «бабий бунт».
Когда за подаренным Петром I
колоколом приехал обоз, женщины «ухватили за веревки, за колеса, за
грядки телег, положились на землю перед колокольней, набились на ея
лесенки, - и заставили обратиться вспять монастырский обоз».[1]
В начале села, где
ранее был монастырь и сейчас есть пустырь, где расположено несколько
жилых домов и бывшие животноводческой фермы. Возле одного из жилых домов
недавно был провал, который завалили бетонной плитой. Как говорят,
сторожили от монастыря в сторону с. Пасека шли подземные хода,
выложенные кирпичной кладкой. Другой провал произошел под зданием
лесхоза где-то в 90-х годах, примерно в 350 м от предыдущего провала.
Чудотворная икона
много странствовала по России и сейчас бесследно пропала.
[1]
Памятная книжка Воронежской губернии на 1893 год. – Воронеж,
1893.